Меня зовут Антон Кабанов, я директор компании Юнитрамп. В этой статье я разберу, какие ГОСТы, стандарты и требования применяются к батутным аренам. Какие документы и сертификаты должны быть у владельца батутной арены в 2020 году и далее.
Основной нормативный документ, устанавливающий требования для батутных арен – это технический регламент ЕАЭС 038/2016 «О безопасности аттракционов». В соответствии с ним Батутные арены относятся к категории немеханизированных аттракционов. Исходя из высоты прыжков и скорости падения, батутные арены относятся к классу RB-3 (низкие биомеханические риски). ТР ЕАЭС 038 устанавливает требования к проектированию, изготовлению, монтажу, эксплуатации, подтверждению соответствия аттракционов. В рамках этой статьи нас интересуют следующие требования:
1. У аттракциона должна быть следующая эксплуатационная документация (п. 51 ТР ЕАЭС 038/2016)
а) паспорт аттракциона (для RB-3);
б) руководство по эксплуатации аттракциона;
в) руководство по техническому обслуживанию и ремонту аттракциона;
г) ведомость запасных частей и принадлежностей (включается в паспорт);
д) инструкцию по монтажу (включается в паспорт)
е) инструкцию по перевозке и хранению аттракциона (включается в руководство по эксплуатации)
ж) инструкцию по выводу из эксплуатации и по утилизации аттракциона (включается в паспорт)
з) журналы учета эксплуатации и технического обслуживания аттракциона
2. Аттракционы RB-3 подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования (п.98, 99 ТР ЕАЭС 038/2016)
Зарегистрировать декларацию непросто. Нужно обратиться в аккредитованный орган сертификации, разработать полный пакет документации по всем правилам, провести испытания в аккредитованной лаборатории, зарегистрировать декларацию в РосАккредитации.
3. У каждого аттракциона должна быть информационная табличка изготовителя (маркировка). (п. 75 ТР ЕАЭС 038/2016)
Наличие всего этого действительно важно, потому что контролирующие органы действуют строго по формальному признаку – открывают ТР038 и проверяют всё по списку.
Для того, чтобы законно работать, эксплуатант должен поставить батутную арену на учет в органе ГосТехНадзор и раз в год проходить техническое освидетельствование в аккредитованом органе. Встать на учет без декларации и документов невозможно. Подробнее о постановке на учет в ГосТехНадзоре читайте в статье.
Для меня, как для директора компании, сертификация - принципиальный вопрос. Моя установка: покупатель должен получить надежный продукт, который полностью соответствует законодательству. Поэтому я лично разобрался с хитросплетениями регламентов, стандартов и постановлений, подготовил документы и зарегистрировал декларацию соответствия. Наша декларация имеет номер ЕАЭС N RU Д-RU.АД41.В.00026/20 и доступна в реестре РосАккредитации по ссылке
Есть ли альтернативы?
На 2020г есть 2 варианта позиционирования батутного центра: как развлекательный парк и как спортивная секция.
В первом случае батуты – это аттракцион, который попадает под действие ТР 038. Во втором случае – спортивный снаряд, на который сертификация не требуется. Но стоит ли использовать этот вариант? Мой ответ – точно нет!
Раньше «спортивный» вариант еще был применим, но сейчас риски, связанные с ним, огромны.
Во-первых, это спортивные ГОСТы, которые обязывают вас иметь профессиональных тренеров с педагогическим образованием и мед.кабинет (подробнее об этом читайте в статье).
Во-вторых, это контролирующий орган – ГосТехНадзор, который с 2020г будет следить за работай батутных центров. До 2020 года контроля не было, и с вопросами по сертификации владельцы батутных центров сталкивались только в случае проверок прокуратуры или претензий клиентов, которые встречались хоть и часто, но не повсеместно. Теперь появился специальный контролирующий орган, который уже включается в системную работу. Как показывает практика, ГосТехНадзор при проверке батутных центров идентифицирует батутный центр именно как аттракцион и применяет к нему требования ТР 038.
Имеет ли смысл изготавливать батуты самому?
«Я хочу сэкономить, поэтому сделаю рамы батутов сам». Эта идея появляется практически у каждого, кто собирается открыть батутный центр. Разработать конструкцию, найти исполнителей, соблюсти технологию производства – это еще половина дела. Самый большой подводный камень – это как раз документация. Раньше, из-за пробелов в законодательстве и отсутствия контроля, использовать батутную арену с «самодельными» документами было еще как-то оправдано. Сейчас это сопряжено с огромными рисками попасть на приостановку деятельности, а значит документация, декларация ТР 038, постановка на учет – обязательны! Разработать пакет документов и зарегистрировать декларацию будет стоить вам от 300 т.р. + 3-6 месяцев вдумчивой работы над документами. Очевидно, вся экономия от самостоятельного производства сразу улетучивается!
Какие санкции?
Процесс контроля постепенно выстраивается. Ближайший год, возможно, удастся работать по-старому. Но рано или поздно ГосТехНадзор дойдет до нарушителей и приостановит деятельность до устранения несоответствий. Как писал ранее, процесс подготовки документации и декларации достаточно длительный, а значит потери от приостановки деятельности будут большими. Кроме того, если в батутном центре произойдет травма посетителя, отсутствие документации и декларации будет основанием признать услугу небезопасной, закрыть батутный центр и взыскать с руководителя ущерб.
Поэтому рекомендую всем владельцам батутных центров привести документы в порядок и встать на учет в органе ГосТехНадзор.
© А. В. Кабанов, 2020
ООО "ЮНИТРАМП"
Копирование данной статьи и её фрагментов без указания автора и ссылки на ресурс unitramp.ru запрещено обладателем авторских прав.